Фокин Мих. Мих.


Фокин Мих. Мих.

ФО́КИН Мих. Мих. (1880—1942) — артист балета, балетмейстер. Окончил Петерб. театр, уч-ще в 1898 (кл. Н. Легата). В 1898—1918 артист Мариинского т-ра, с 1904 первый танцовщик, с 1910 балетмейстер. Ф. был элегантным классич. танцовщиком, обладавшим редкой пластичностью и легким высоким прыжком. Исполнял ведущие партии как в классич. балетах — Арлекин ("Арлекинада"), Люсьен ("Пахита"), Дезире ("Спящая красавица"), Базиль ("Дон Кихот"), Солор ("Баядерка"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое озеро"), так и в своих постановках: Рене ("Павильон Армиды", Н. Черепнин, 1907), Амун ("Египетские ночи", А. Аренский, 1908), Юноша ("Шопениана", 1908), Арлекин ("Карнавал", Р. Шуман, 1910), Эрос ("Эрос", П. Чайковский, 1915). Из петерб. спектаклей Ф., помимо упомянутых, необходимо отметить: "Евнику" (Н. Щербачев, 1907), "Исламей" (М. Балакирев, 1912), "Арагонскую хоту" (М. Глинка, 1916), "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" А. Бородина. Одновременно в 1909—12, 1914 танцевал в "Русских сезонах", перенес туда ряд своих работ, а также поставил новые: "Шехеразада" (Н. Римский-Корсаков, 1910), "Жар-птица" (И. Стравинский, 1910), "Видение розы" (К. Вебер, 1911), "Петрушка" (Стравинский, 1911), "Дафнис и Хлоя" (М. Равель, 1912), "Золотой петушок" (Римский-Корсаков, 1912) и др. В 1901—11 преподавал в Петерб. театр, уч-ще, среди его учеников: Е. Смирнова, Л. Лопухова, Е. Гердт, Е. Люком, Л. Чернышева, П. Владимиров, А. Лопухов. В февр. 1918 Ф. уехал за границу, с 1919 жил в США. Вместе с В. Фокиной открыл студию танца в Нью-Йорке (1921), танцевал до 1933, ставил спектакли в труппах И. Рубинштейн, парижской "Опера Комик", "Русский оригинальный балет" и др. Последние постановки Ф. в Амер. т-ре балета: "Синяя борода" (Ж. Оффенбах, 1941), "Русский солдат" (С. Прокофьев, 1942). В 1936—40 писал мемуары, изд. в 1962 в СССР под назв. "Против течения". Мировая слава пришла к Ф. после успехов "Русских сезонов" в Париже, все спектакли к-рых были поставлены им. Характерные черты балетов Ф. — их одноактная концентрированность, единство хореографии, музыки и живописи, расширение танцевальной лексики.

М. М. Фокин

М. М. Фокин

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Смотреть что такое "Фокин Мих. Мих." в других словарях:

  • Фокин, Иларион Мих. — основатель Богородичного Трекуровского женского мон. тамбовской еп.; ? †. {Половцов} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… …   Православная энциклопедия

  • ДУША — [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.